Фигурные буфы. Композиция из ромбов

Буфы широко используются для украшения любого текстильного изделия, ими можно декорировать не только одежду и аксессуары, но и предметы интерьера.

Буфы можно выполнить ручным и машинным способами. Мы рассмотрим процесс обработки нестандартных фигурных буфов, выполненных ручным способом.

Cреди буфов, выполненных ручным способом, существует несколько известных видов: «плетенка», «цветы», «волны», «вафли» и т.д. Они получаются за счет сосборивания материала путем скрепления определенных участков нитками. При эксплуатации изделий участки, декорированные такими буфами, нельзя утюжить, так как в процессе влажно-тепловой обработки (ВТО) они теряют свой рельеф.

В этой статье мы рассмотрим изготовление фигурных буфов, процесс выполнения которых включает помимо стандартных операций еще одну - окончательную ВТО. После скрепления участков нитками происходит укладывание образованных сборок в складки и приутюживание - благодаря этой операции создается четкий плоский рисунок из геометрических фигур и облегчается уход за изделием, декорированным такими видами буфов.

Материалы для изготовления буфов

Для выполнения рассматриваемых видов буфов подойдут материалы от тонких полупрозрачных до тканей средней толщины. Хорошо буфы выглядят на таких материалах, как органза, шифон, сатин, бархат, шелк, габардин, на портьерных тканях и др.

По цвету лучше всего отдать предпочтение однотонным тканям или тканям с мелким повторяющимся рисунком. Также необходимо учитывать, что при изготовлении буфов расход материала существенно увеличивается, точный расход зависит от конкретной схемы.

Рассмотрим выполнение композиции из ромбов как более простой вариант, для этого потребуется:

  • материал для декорируемой детали;
  • бумага для создания схемы и шаблона, карандаш, линейка, транспортир, шило, ножницы, наперсток, булавки, иглы ручные, нитки швейные, мел, мыло или самоисчезающий маркер, или ручка для нанесения рисунка на поверхность материала, утюг.

Построение схемы

Это самая важная и сложная часть работы при создании композиции буфов. Исходное лекало декорируемой детали необходимо привести к прямоугольному виду. Основа любой схемы буфов - сетка, которая может состоять из разных геометрических фигур. В рассматриваемых нами видах буфов форма ячейки сетки - равносторонний треугольник (1). Сначала необходимо определить размер стороны треугольника (а), он рассчитывается по формуле:

а = Шг х 1,09 : 16,

где Шг - желаемая ширина детали в готовом виде,

1,09 - коэффициент уработки для данной схемы буфов (получен экспериментальным путем),

16 - количество треугольников по ширине схемы.

После определения размера чертится равносторонний треугольник с углами 60° (1). В полученном треугольнике чертятся биссектрисы (высоты или меридианы, в равностороннем треугольнике они совпадают) - илл. 2. Далее изготавливается отдельный шаблон полученного треугольника с нанесенными на него внутренними линиями. При поворачивании такого треугольника, как показано на илл. 3, чертится сетка. В ширину сетка должна состоять из 16 треугольников, а в высоту - из 20.

По схеме с илл. 4 на полученную сетку наносятся все формы и линии. На илл. 4 синим цветом обозначены треугольники и точки-кружки, по которым будет осуществляться скрепление нитками, голубым цветом - области, которые должны располагаться внутри складок, а белым цветом - области, которые должны оказаться после завершения работы на поверхности декорируемой детали. Сплошными линиями показаны внешние стороны сгибов, все остальные внутренние линии - пунктирными. Схема для композиции с ромбами готова.

При желании можно увеличить ширину схемы за счет удлинения горизонтальных прямых участков по бокам композиции. Также данный рисунок позволяет увеличить количество «ромбов» по горизонтали и вертикали (при этом необходимо учитывать, что коэффициент уработки будет возрастать с увеличением количества столбиков и рядов ромбов).

При таких значительных изменениях по созданной схеме рекомендуется изготовить макет (образец), по которому уточняется уработка и конечный размер детали.

Изготовление шаблона

По схеме изготавливается шаблон, на который переносятся все линии. По шаблону производится раскрой материала, там, где это необходимо, оставляются припуски на обработку швов.

С изготовленного шаблона на ткань переносятся все линии разметки. При нанесении линий следите за тем, чтобы ряды буфов были параллельны нитям основы и утка, благодаря этому складки будут выглядеть красиво и ровно.

В случае использования прозрачных материалов рисунок переносится с учетом свойств прозрачности. Шаблон подкладывается под ткань и прикрепляется к ней булавками в нескольких местах. Затем на лицевую сторону ткани по линейке переносятся все линии и точки с шаблона. На изнаночной стороне нам понадобятся только точки, по которым будет осуществляться соединение нитками. Перевернув прозрачный материал на изнаночную сторону, убедитесь, что эти точки хорошо видны.

Если используется плотный материал, то в шаблоне острым предметом (шилом, заточенным карандашом и т.п.) делаются небольшие отверстия по точкам сшивания буфов, также намечаются точки и делаются отверстия для наметки линий закладывания складок.

На непрозрачных материалах сначала шаблон накладывается на лицевую сторону материала и фиксируется булавками в нескольких местах. Затем на поверхность ткани по шаблону наносятся все точки, шаблон снимается, и намеченные точки соединяются по линейке линиями (5). Вид линий должен соответствовать схеме (4), это не позволит запутаться при укладывании складок.

На изнаночную сторону материала при помощи булавок переносятся только точки, по которым будет осуществляться соединение нитками. Для этого на месте точек с лицевой стороны ткани в материал вкалываются булавки, и места проколов на изнаночной стороне отмечаются мелом (или другим стираемым материалом).

Точки, намеченные на изнаночной стороне, соединяются вручную иглой и нитками, нитки подбираются в тон ткани (здесь использованы нитки контрастного цвета исключительно для наглядности).

Игла вводится в материал и выводится из него, захватывая 0,1 см материала так, чтобы точка разметки была посередине. Точки на прямых участках складок соединяются, как показано на илл. 6 и 7. Треугольные элементы соединяются, как показано на илл. 9, 10, 11. В начале и конце строчек оставляют концы ниток длиной 5-7 см (8, 12). Таким образом соединяются все намеченные на изнаночной стороне точки (13).



Затем каждый элемент стягивается за оставленные концы ниток так, чтобы ткань соединилась в одной точке, нитки фиксируются 2-3 узлами (14-17).

Концы ниток подрезаются до 0,7-1 см. В результате этих действий на поверхности ткани образуются складки, которые необходимо направить на лицевую сторону детали. С изнаночной стороны деталь должна выглядеть как на илл. 18. а с лицевой - как на илл. 19.

На лицевой стороне декорируемой детали образовавшиеся складки укладываются и закрепляются булавками (20, 21).

Переход от ромба к горизонтальному участку укладывается, как показано на илл. 22. Складка нижнего центрального ромба укладывается, как показано на илл. 23. При формировании углов ромбов необходимо укладывать ткань так, чтобы складки сходились в одной точке, образуя четкий угол. В итоге все складки должны быть уложены, как на илл. 24.

Влажно-тепловая обработка

Направления сладок фиксируются утюгом: перед тем как поставить утюг на участок ткани, с него удаляются все булавки. Это необходимо сделать, чтобы избежать пролегания булавок на поверхности материала.

После того как все складки будут зафиксированы, деталь приутюживается с двух сторон. Оставшиеся линии разметки удаляются. Если необходимо, производится подрезание детали по исходному лекалу.

Декорирование детали завершено (25, 26).

Источник: журнал "Ателье"

Просмотрено: 365