Фигурные буфы. Композиция из треугольников и шестиугольников

Композиция из треугольников и шестиугольников смотрится более интересно и необычно, но и требует большего количества времени и мастерства от исполнителя, чем композиция из ромбов, рассмотренная в прошлой статье.

При выборе материала для рассматриваемой композиции можно использовать ткани в полоску любой ширины. В таких тканях каждая фигура буфов получает свое направление полосы, за счет чего композиция выглядит еще интереснее.

Материалы для изготовления буфов

Для выполнения рассматриваемых видов буфов подойдут материалы от тонких полупрозрачных до тканей средней толщины. Хорошо буфы выглядят на таких материалах, как органза, шифон, сатин, бархат, шелк, габардин, на портьерных тканях и др.

По цвету лучше всего отдать предпочтение однотонным тканям или тканям с мелким повторяющимся рисунком. Также необходимо учитывать, что при изготовлении буфов расход материала существенно увеличивается, точный расход зависит от конкретной схемы.

Для изготовления буфов потребуется:

  • Материал для декорируемой детали.
  • Бумага для создания схемы и шаблона, карандаш, линейка, транспортир, шило, ножницы, наперсток, булавки, иглы ручные, нитки швейные, мел, мыло или самоисчезающий маркер, или ручка для нанесения рисунка на поверхность материала, утюг.

Построение схемы и изготовление шаблона

Форма исходного лекала декорируемой детали приводится к прямоугольному виду. Так же, как и в композиции из ромбов, сетка состоит из равнобедренных треугольников (1). Размер стороны (а) рассчитывается по формуле:

а = Шг х 1,58 : 22,

где Шг - желаемая ширина детали в готовом виде,

1,58 - коэффициент уработки для данной схемы буфов (получен экспериментальным путем),

22 - количество треугольников по ширине схемы.

После получения размера «а» чертится равносторонний треугольник, на который наносятся биссектрисы (2). По полученному треугольнику изготавливается шаблон, с помощью которого чертится сетка, состоящая в ширину из 22 треугольников, а в высоту - из 26. На эту сетку с илл 3 наносятся все линии и формы.


На илл. 3 синим цветом с красным контуром отмечены фигуры и точки на них, которые в дальнейшем будут соединены нитками. Голубым цветом отмечены области, которые в готовой композиции будут находиться внутри складок, а все белые области должны оказаться на поверхности детали. Сплошными линиями показаны внешние стороны сгибов, все остальные внутренние линии - пунктирными.

Схема для композиции из треугольников и шестиугольников готова.

При необходимости можно увеличить длину или ширину композиции, прибавив длину боковых наклонных, горизонтальных или вертикальных лучей, при этом центр композиции должен остаться без изменений.

По полученной схеме изготавливается шаблон, на который переносятся все линии.

Обработка буфов

Выкроить детали из ткани, прибавить припуски на обработку там, где это необходимо. Все линии с шаблона переносятся на лицевую сторону детали (4), на изнаночную сторону детали наносятся только точки для соединения нитками. Более подробно этот процесс описан в прошлой статье.

На изнаночной стороне детали точки треугольников и шестиугольников соединяются нитками, как показано на илл. 5, 6. Общий вид детали показан на илл. 7. Затем каждая фигура стягивается нитками (8, 9), чтобы все ее углы соединились в одной точке, нитки фиксируются узлами, и концы ниток подрезаются до 0,7 - 1 см. Образовавшиеся складки направляются на лицевую сторону (10), где их необходимо уложить и закрепить булавками в соответствии со схемой.

Распределение складок начинается с углов композиции, там, где располагаются прямолинейные участки.

Сначала булавками по очереди фиксируются две соседние складки (11,12). Затем точка 1 булавкой соединяется с точкой 2 (12), чтобы получилась форма из двух треугольников (13). Таким же образом укладываются и закрепляются булавками остальные фигуры из двойных треугольников (всего таких фигур 6), они находятся ближе к краям композиции.

При укладывании элементов следите, чтобы участки, отмеченные сплошными линиями, проходили по внешним сторонам сгибов. Если все двойные треугольники уложены верно, то между ними образуются шестиугольники (14), которые надо зафиксировать булавкам. Уложенные двойные треугольники и шестиугольники должны выглядеть как на илл. 15.

Следующий этап - распределение складок в центре композиции. Центральная фигура состоит из 6 треугольников, и ее укладывание осуществляется, как на илл. 16 и 17. Сначала точка 3 соединяется с точкой 4 (17), далее с точкой 4 соединяются точки 5 и 6. В итоге точки 3, 4, 5, 6 должны соединиться в центре всей композиции (18). Распределение складок завершено.

Если прямолинейные складки композиции имеют большую длину, чтобы они не распадались и лучше держали форму, можно дополнительно зафиксировать их маленькими закрепками (19, 20).

Влажно-тепловая обработка

Направления складок и уложенные формы фиксируются утюгом, предварительно с детали удаляются булавки. Деталь приутюживается с обеих сторон, оставшиеся линии разметки удаляются. Деталь подрезается по исходным лекалам. С изнаночной стороны деталь должна выглядеть как на илл. 21, а с лицевой - как на илл. 22, 23.

Декорирование детали завершено.

Источник: журнал "Ателье"

Просмотрено: 187